Александр Горбунов (erefec_14) wrote,
Александр Горбунов
erefec_14

Category:

Пенсионная реформа - нокаут имиджу ПФР

Длительное время я являюсь активным пользователем-участником пенсионного реформирования аж с 2002 года. Мой статус – пенсионер по достижении 50-летнего возраста, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, ставший инвалидом, Ветеран труда с трудовым стажем с 1961 года и до настоящего времени (более 50 лет!). Полагаю, я имею полное право высказать свое отношение к проводимым с 2002 года пенсионным реформированиям. Пенсию получаю обычную, по достижению пенсионного возраста («по старости»). Никаких «Лужковско-Собянинских» надбавок не получаю (работающий пенсионер). Вносимые мной рабочие взносы делят на такое число месяцев, что надо «лет до ста расти мне до радости». По мнению ПФР, чем дольше живу, тем больше я проживу в дальнейшем.
За эту дюжину лет мне и народу пришлось испытать на себе не менее 4-х реформ и несколько так называемых «программ», в частности широко разрекламированная и полностью провалившаяся программа государственного софинансирования пенсии (вносишь тысячу, от гос-ва добавят ещё одну).
Реформа 2002 года (г-на Зурабова) была мной, мысленно, поддержана. В ней был рациональный подход. Не без недостатков, но разумное в ней было. Однако, в ПФР перевели всех пенсионеров. То есть, свалили в кучу пенсионеров СССР и России, работавших до 2002 года, работающих пенсионеров, льготные категории (балетные, милицейские, военные и несть им числа). Хотя пенсионный фонд РФ существует примерно с 1990 года (основан при г-не Горбачеве) и деньги в него предприятиями регулярно перечисляются, денег в нем к 2002 году, повидимому практически не было. Они регулярно изымались из него для пополнения бюджета и выплаты пенсий.
Неоднократно в последующие годы делались публичные заявления, что в ПФР денег нет и требуются вливания из бюджета. Такие опрометчивые заявления, а также ставшие известными факты миллиардных махинаций в системе ПФР, огромный аппарат управления с бонусными и премиальными выплатами, расходование средств пенсионеров на строительство дворцов-отделений в регионах, вовсе не придавали имиджу ПФР привлекательности для населения.
Все последующие реформы и программы проводились с одной целью – снизить пенсионные выплаты населению и уменьшить дефицит бюджета ПФ. Но ни разу не было заявлено о сокращении расходов на содержание аппарата управления ПФ и контроле за непрофильным расходованием средств.
Проводился так называемый «солидарный» принцип работы, т.е. деньги, вносимые работниками в ПФ на будущую пенсию, немедленно расходовались «на выплаты текущих пенсий». В итоге оказалось, что в ПФ нет никаких денег пенсионеров, они никуда не вложены, а просто тупо израсходованы (это вам не Сбербанк и здесь вам не тут!).
Пенсионный фонд регулярно заявлял о своем фактическом банкротстве, требуя денег.
Естественно, что имидж ПФ России, призванного аккумулировать и приумножать деньги работающих на будущие пенсии оказался нокаутирован и близок к нулевой отметке в глазах населения. Кратко превалирующее мнение о системе ПФР можно сформулировать так: «Зачем вносить деньги на пенсию, все равно от них останется пустое место».
Очевидно, что с каждой реформацией пенсионной системы доля обратных выплат в виде пенсий от суммы накоплений становится все меньше и сдвигается в весьма неопределенное будущее.
А теперь вновь будоражат население бредовыми инициативами о повышении пенсионного возраста!
Встает вопрос, чего же не хватило в реформах Зурабова-Медведева, чтобы пенсионный фонд стал одним из крупнейших инвесторов России? Чтобы не в него вливались средства из бюджета, а он поддерживал здравые инициативы правительства в части инвестиций? Что бы население верило в него больше, чем в частные банки?
      Во первых, по моему мнению, как здравого человека, не следовало валить в одну кучу всех пенсионеров без исключения.
Мы имеем две основные группы работающих – те, кто работал до 2002 года и те, кто не работал до 2002 года. Вот первую группу не следовало отрывать от пенсионного обеспечения по линии соцзащиты. Как получали прежде пенсию из бюджета, так и следовало её и дальше финансировать на доходы бюджета от разработки полезных ископаемых (нефть, газ, лес, золото, алмазы и пр. и пр). И это было бы только справедливо. До 1990-х годов и потом до 2002 года мы все работали на государство и платили налоги в бюджет, следовательно и платить пенсии за этот период должно государство из бюджета.
Вторая группа, кто работал и работает после 2002 года должны получать пенсию за эту часть труда из пенсионного фонда. Вначале эта часть пенсии из взносов в ПФ будет незначительна (один, два, три года взносов), а трудовая за стаж до 2002 года превалирующей. Естественно, что понемногу пенсионная нагрузка перетечет из органов соцзащиты в пенсионные фонды, а лет через 10-20 «старых» пенсионеров не будет вовсе.
Понятно, что большая часть пенсионеров пока будет получать две пенсии, условно – трудовую и страховую. Постепенно, по мере естественной убыли «старых» пенсионеров, останется только одна – страховая.
Эту реформу (собственно, это даже не реформа, а всего лишь дифференциация выплат) можно провести и сейчас. Нет никаких серьезных препятствий против, в отделениях соцзащиты есть и кадры, и списки, да и сейчас они несут не малую долю выплат (например по «замене льгот денежными выплатами»).
Но можно и по другому - оставить расчеты и выплаты в ПФР, четко разделив пенсии на "трудовые" (до 2002 года включительно) и страховые (после 2002 года). Одновременно взяв за практику точно и своевременно компенсировать выплаты "трудовых" пенсий из бюджетных доходов в полном объеме.
      Во вторых, для восстановления имиджа, честного имени ПФР в глазах работающих и пенсионеров, передать бюджету финансирование аппарата управления ПФР и его непрофильные расходы (кроме пенсионных выплат и инвестиционных программ). Тогда появится возможность под контролем государства резко снизить эти затраты путем ограничений и контроля за исполнением. А контроль и согласование инвестиционных программ можно передать в «Опекунский совет» из уважаемых и очень богатых людей не только из России.

Конечно, можно оставить всё так, как есть с архипутаной балльной системой, малопонятной не только пенсионерам, но самим разработчикам, и думцам вкупе с сенаторами. Мало кто её поймет сходу, как долго не понимали теорию относительности.
Но тогда и не нужно удивляться, что работники не протестуют из-за зарплаты «в конверте», не бросаются толпой на вакансии с малой зарплатой, но зато «с полным соцпакетом» и т.д. И долго ещё ПФР будет стоять с протянутой рукой за бюджетными деньгами.
Tags: livejournal, Зурабов, ПФР, балльная система, дифференциация выплат, пенсионная нагрузка, солидарный, софинансирование пенсии
Subscribe

  • г-н Дворкович, куда вы нас пихаете?

    2015.01.23 Сравнительно недавно, пару-тройку лет назад мы с моим другом Мишей выгуливали собачек и беседовали на разные темы, в основном, конечно…

  • Как поднять цену на российскую нефть

    Мне трудно понять, почему не принимается никаких мер в связи с падением цен на нефть, если не считать манипуляции с курсом рубля. 21.12.2015 В…

  • Седьмой послепрививочный день

    Согласно рекомендациям, заполнил на сайте Госуслуги дневник самонаблюдения за седьмой день. Подозреваю, что мне вкатили физраствор в порядке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment